Творчество
Биография

Самгин Иван Дмитриевич родился 17 июня 1873 г. в Тамбове. Был старшим из восьми детей в семье. Его отец, Дмитрий Яковлевич Самгин, был квалифицированным мастером-закройщиком на кожевенном заводе, имел некоторую недвижимость (несколько домов) и породистых лошадей, в какой-то момент лучших в России. Своего первенца Дмитрий Самгин хотел учить по коммерческой части, но Иван Дмитриевич захотел быть художником. Отец об этом и слышать не хотел. Разгневавшись, он не то проклял сына, не то отказался от него. Так и ушел Иван Дмитриевич с попутным обозом пешком в Москву учиться. И за годы учебы отец ничем не помогал сыну и жене не разрешал помогать (впрочем, Любовь Михайловна иногда тайком посылала сыну с обозом то сшитую дома рубашку, то еще какую-нибудь малость). И в каникулы молодой художник не смел приехать домой. Спасибо, нашелся меценат (к сожалению, фамилия неизвестна), у которого он проводил каникулы.

Учился Иван Дмитриевич в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Поступил в сентябре 1891 г., окончил полный курс по наукам в 1896-97 годах с получением свидетельства и перечнем предметов (закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, всеобщая история, русская история, история искусства, география, линейная и теневая перспектива, анатомия). По искусству прошел обучение в головном, фигурном и натурном классах, и завершил обучение в 1897-98 годах. В отличие от Академии художеств, в Училище царили демократические традиции передвижников. От времен учения сохранилось личное дело И.Д.Самгина, записка князя Львова (тогдашнего директора Училища), каталог XVI-й ученической выставки (1893 г.), визитка художника Н.П.Ульянова (с запиской к коллекционеру С.И. Щукину с просьбой показать коллекцию). В отличии от картинной галереи П.М.Третьякова, коллекция Щукина не была открыта любому посетителю, для осмотра требовалось личное обращение к владельцу. Сохранились также учебные работы (выполненные углем и маслом) и выпускная работа (рисунок углем с гипсовой скульптурной группы). На ней надпись, сделанная И.Д.Самгиным: «Покорнейше прошу г.г. преподавателей дать мне звание учителя рисования» (выпускаться учителем, а не свободным художником, его убедила мать, переживавшая за будущее сына).

По окончании учебы был направлен в г. Камышлов Екатеринбургского уезда Пермской губернии преподавателем рисования в женскую гимназию. В мужской гимназии также преподавал, когда её открыли. В какой-то период преподавал и в Реальном училище, но это было еще до работы в мужской гимназии. Кроме того, вел воскресную школу для любителей рисования.

Женился в 1900 г. на красивой бесприданнице Елизавете Семеновне Федоровой, родственнице другого преподавателя гимназии Михаила Васильевича Сыромятникова.

Из воспоминаний старшей дочери Сыромятникова: "Пришел однажды Иван Дмитриевич к коллеге Сыромятникову, у которого жила родственница и помощница (нянчила первенца Сыромятниковых) Елизавета Семеновна. И позвал - а пойдем обвенчаемся! Елизавета согласилась. Без подготовки, без нарядов. А шаферами были - со стороны невесты ее двоюродный брат М.В. Сыромятников, а со стороны жениха - известный в городе революционер, Сергей Егорович Чуцкаев. Венчаться в соборе было слишком дорого, поэтому венчались в церкви. После венчания пришли на квартиру к Ивану Дмитриевичу. Из мебели там был стол и две старинных широких лавки." И счастливо прожили свою короткую жизнь.

В браке родилось четверо детей. Игорь (20 марта 1902 г.), Нина (25 июля 1904 г.), Александр (15 июля 1908 г.) и Надежда (25 декабря 1919 г.).

Игорь один успел закончить обе ступени гимназии. О дальнейшем образовании ничего неизвестно. Нина закончила вторую ступень уже советской школы, по окончании работала в школе делопроизводителем. В это время в городе образовали промышленно-экономический техникум, куда Нину буквально пригласили. Она отказалась, т.к. была второй кормилицей в семье. Но руководство техникума нашло какую-то возможность помощи, и Нину уговорили пойти учиться. Правда, техникум вскоре перевели в Свердловск, поэтому дома Нина бывала только на каникулах. Распределение попросила в Шадринск, к семье, где работала в местном банке инспектором по распределению ссуд, с командировками по деревням.

У преподавателей гимназии были чины. И.Д. Самгин (как и М.В. Сыромятников) имел чин надворного советника (чин VII класса по Табели о рангах, эквивалент подполковника в армии). Дети художника считали, что это совсем маленький чин. Видимо, таково было отношение самого Ивана Дмитриевича к чинам.

Заказов на написание картин, насколько известно, Иван Дмитриевич не брал. Но сам постоянно работал – писал этюды, картины. Не раз писал портреты жены. На многочисленных пейзажах запечатлены Камышлов и его окрестности. Одним из постоянных сюжетов был Бобылевский сад, запечатленный в различные часы (о чём художник делал соответствующие пометки) .
Вот как вспоминает об этом камышловская поэтесса К.М.Новожилова: «В нашем краеведческом музее есть три картины, подаренные внучкой камышловского художника И.Д. Самгина, бывшего преподавателя рисования в мужской и женской гимназиях. На двух картинах изображен Бобылевский сад. На одной из них художник нарисовал сад в вечернее время. На темно-зеленом фоне и в центре сада яркие огни около кинотеатра. А на реке разворачивается прогулочная лодка от лодочной станции. Другая картина тоже называется «Бобылевский сад», но изображен он на ней ранним утром. Вид с северо-запада. Солнце еще не поднялось, но небо на востоке уже освещено нежными светлыми красками. У берега две большие купальни, одна из которых принадлежала духовному училищу».

Другими постоянными мотивами были Белый Яр и Шадринский тракт, расположенные в окрестностях Камышлова. В то время Шадринский тракт был крупной торговой артерией, связывавшей Камышлов с Шадринском, в котором ежегодно проходили знаменитые ярмарки. Красоте этих мест посвящено стихотворение камышловской поэтессы К.М. Новожиловой "Под Белым Яром".

Портреты также занимали в творчестве художника большое значение. Уже учебные работы отмечены глубокой вдумчивостью и психологизмом. Особый интерес представляет «Портрет рыжеволосого юноши (предположительно брата Владимира)». В зрелые годы Иван Дмитриевич неоднократно писал портреты жены.

Также интересна история создания портрета Носилова Виктора Геннадьевича, погибшего в первую мировую войну. Чтобы хоть чем-то утешить мать, сестра погибшего, Зинаида Геннадьевна Носилова, заказала Ивану Дмитриевичу написать по памяти и по фотографиям портрет Виктора Геннадьевича. Портрет понравился, и мать погибшего с ним не расставалась. Никаких денег за этот трагический заказ художник конечно не взял. Тогда семья заказчицы подарила Ивану Дмитриевичу в благодарность за его работу большой альбом в кожаном переплёте с монограммой И.Д. Самгина и датой "1915".

Художник участвовал в различных выставках. В частности, выставки бывали в Перми, бывшей на тот момент губернским центром. Сохранился каталог выставки 1914 г. Некоторые работы на выставках покупались. Кроме того, много своих работ художник дарил знакомым. А знакомых у него было немало – то коллеги-преподаватели, то товарищи по домашнему музицированию (за время учебы в Москве студенты из консерватории поставили Ивану Димитриевичу голос и он пел множество классических произведений), то коллеги по любительскому театру (преподавателю гимназии «не дозволялось» в нем играть, поэтому И.Д. Самгин выступал под псевдонимом Зелененко). В живописной среде также нашлись товарищи, в начале века в Камышлове жил Сергей Васильевич Присёлков, ставший впоследствии деканом живописного факультета Ленинградской Академии Художеств. Однажды вместе с И.Д. Самгиным он писал свой вариант портрета Елизаветы Семеновны Самгиной. И на этюды, по-видимому, вместе ходили. Достаточно сравнить Шадринский тракт Ивана Дмитриевича и работу Приселкова. Те же ворота, и та же сосна, под которой всегда был грибок.

Увлечение театральной жизнью также нашло отражение в художественном творчестве. В мае 1912 г. Иван Дмитриевич участвовал в конкурсе на эскиз занавеса, объявленном к открытию оперного театра в Екатеринбурге. Художник представил "мотив" занавеса и подробные комментарии к нему.

Культурная жизнь дореволюционного Камышлова поражает своим размахом. Камышловский музыкально-драматический кружок, членом которого был Иван Дмитриевич (под псевдонимом Зелененко), ставил такие произведения как пьесы Островского «Свои люди – сочтемся», «Без вины виноватые», В.И. Немировича–Данченко «Соколы и вороны», и множество других. На афише почти каждого спектакля было обозначено, в пользу кого он проходит: «в пользу семьи вдовы Есиповой», «в пользу бедных учащихся г. Камышлова», «в пользу нуждающихся учеников мужской Камышловской прогимназии». Увлечение театральной жизнью нашло отражение и в художественном творчестве. Сохранился эскиз театрального занавеса (с пояснительной запиской), представленный Иваном Дмитриевичем на конкурс в Екатеринбург.

Зимой гимназисты и гимназистки старших классов ставили спектакли на сцене женской гимназии. Особенно запомнились «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя. Хлопот было много. Искали у людей старшего поколения старинные костюмы, мужские и женские. Когда же все было готово, артистов гримировал художник, преподаватель рисования и черчения И.Д. Самгин.

Кроме театральных постановок, гимназисты занимались музицированием. По воспоминаниям К.М. Новожиловой, гимназический духовой оркестр зимой постоянно играл на катке (за исключением сильных морозов), а летом устраивал "прогулки" по центральным улицам города. Образование в гимназии и реальном училище носило развернутый характер. Так, в реальном училище кроме черчения преподавались рисунок и живопись. Екатерина Калугина, одна из учениц Ивана Дмитриевича в женской гимназии, впоследствии стала художницей. И когда в 1970-х годах школа-гимназия отмечала 100-летие, Екатерина подарила школе портрет И.Д. Самгина, написанный ей по памяти и по фото. А через несколько лет школа отдала портрет потомкам художника.

Помимо гимназического оркестра, в Камышлове существовал любительский оркестр с группой струнных (скрипки, виолончели, контрабас) и фисгармонией. Как рассказывала поэтесса К.М. Новожилова, её отец, М.Д. Симановский, был концертмейстером этого оркестра. В его же составе играли дети И.Д. Самгина: Игорь - на скрипке (обучался у Шаллера), Александр - на виолончели, Нина - на фисгармонии (обучалась у Ю.Р. Носиловой). Располагался любительский оркестр при клубе приказчиков.

Благополучный период в жизни семьи Самгиных закончился во время Гражданской войны. Камышлов некоторое время находился под властью Колчака. При отступлении его войск на восток, представители интеллигенции также получили приказ об эвакуации. Иван Дмитриевич со старшим сыном доехали до Красноярска, но потом вернулись. По возвращении в Камышлов, И.Д. Самгин был арестован представителями революционных властей и заключен в тюрьму. Потом художника отпустили, но оставаться в городе он не пожелал, и решил перебираться Екатеринбург. Устроиться сразу в Екатеринбургский оперный театр не удалось, Иван Дмитриевич был принят на работу художником-декоратором в "Пролетарский театр", впоследствии сгоревший. В 1920-м году в четвертых родах парализовало Елизавету Семеновну. А в феврале 1921 г. в Екатеринбурге от брюшного тифа умер Иван Дмитриевич.

Игорь после смерти отца пошел работать в военкомат в Камышлове. Но военкомат вскоре перевели в Шадринск. Пришлось туда перевозить и семью. Все вещи ехали одним возом, который сопровождал подросток Александр. Нина на поезде везла парализованную мать и дошколенка Надюшку. В Шадринске Игорь, помимо работы, музицировал в любительском оркестре. Там же он женился, и задумал перебраться в Свердловск, где поступил на работу в отдел народного образования. Ему дали большую комнату в общежитии, куда и переехала вся расширенная семья. Рояль фирмы "Кох" не проходил в дверь советского общежития, но его удалось поднять через окно на лестницу и дальше. И здесь, помимо работы, Игорь опять играл в любительском оркестре, которым сам же и руководил, а также по ночам писал оркестровки. По слуху освоил виолончель. Нина впоследствии вспоминала, как трепетно звучала Элегия Массне в исполнении Игоря на виолончели.

Когда Игорь перевез всех в Свердловск, Нине пришлось самой искать работу. Не сразу нашла место на только образующемся, но уже работающем Уралмаше. К 16-летней Нине обращались по имени-отчеству, как было принято на заводе. Даже удалось добиться жилья. А когда наконец пришли деньги на зарплату, расчетчика не оказалось. Попросили Нину рассчитать зарплату всему заводу! После этого рабочие здоровались с ней даже на улице. Вскоре после рождения второй дочери, уже в Новосибирске, семейные обстоятельства сложились так, что работу Нине пришлось оставить, о чем она сожалела до конца жизни.

Шура Самгин после смерти отца совсем отбился от рук. Чудом окончил школу. Потом поступил в Свердловское музыкальное училище на виолончель. Не известно, окончил ли. Но вскоре заявил, что хочет стать врачом (эта профессия осталась несбывшейся мечтой старшей сестры Нины), и поступил с медицинский институт. Сам о себе Шура говорил: "Хоть плохонький, да врач". Врачом он и войну прошел (звание неизвестно). Командовал фронтовым госпиталем, т.е. двигались с линией фронта. Всю войну Шура возил при себе кота "Ваську". Не из любви к животным, а как эксперта по качеству пищи и воды на освобождаемой территории. После войны Александр работал фтизиатром в туберкулезном санатории.

Надя была с детства слаба здоровьем. У нее бывали приступы с потерей сознания. Считали, что это эпилепсия, а уже после смерти выяснилось: порок сердца. Надя закончила среднюю школу, и музыкальную школу по классу фортепиано. Поступила на вечернее отделение в архитектурный институт, но не окончила – или из-за слабого здоровья, или из-за начавшейся войны. Работала на Уралмаше чертежницей в конструкторском отделе. На фотографии с похорон (умерла на Первомайской демонстрации 1946 г.) запечатлен венок "Наде от конструкторов и технологов".

Связаться с прямой наследницей художника можно по e-mail:
annamoiseev@yandex.ru